...И прости нам долги наша

Архиепископ ВениаминСлово епископа Владивостокского и Приморского Вениамина в день Прощеного Воскресенья 17 марта 2002 года.

В чем же смысл поста, временную черту которого мы уже переступили и вошли в этот благоприятный весенний пост. Весной все пробуждается, как после смерти, - казалось, зимой деревья стоят мертвые или как бы заснули. Но вот весна. Все пробуждается. Энергия солнца увеличивается, начинается движение, все начинает жить. И Церковь Святая не напрасно установила этот Великий пост перед праздником великим, славным, всепобеждающим праздником Воскресения Христова, Пасхи Господней. Она установила этот пост для того, чтобы мы пробудились от спячки, от холода бездуховности, от нежизненности, которая в нашей душе. От того, что утратили Бога в душе, от того, что утратили благодать Божию, от того, что Господь не с нами. Святая Церковь сопрягает благодатное весеннее время с Великим постом с тем, чтобы и мы расцвели, и мы ожили для вечной жизни.
Братья и сестры! Для чего посты, для чего молитвы покаянные? Для чего покаяние?

А для того, чтобы мы вновь вернулись туда, откуда ушли. Бог создал нас для вечной жизни. Для вечной Любви. Бог создал нас для бесконечного совершенствования. Но человек не пожелал этой Любви и, как блудный сын, ушел от Бога. Сам без Бога пожелал стать богом. И потерял он Рай. Рай - это когда Бог в сердце. И возврат в дом Отца Небесного начинается с покаяния. Нужно попросить прощения у Господа. Бог - море безбрежной Любви и Милосердия. Но есть и Правда Вечная. И эта Правда, эта Любовь потребует от нас ответа. Настанет момент, когда мы подойдем к последней черте, все в свое время. Никто не избежит - все человечество подойдет к определенной черте, когда закончится этот временной мир и настанет вечность. И тогда мы все предстанем перед Судом. Перед этой Правдой Вечной, перед Любовью Вечной. Это будет Суд Любви. Мы помним притчу о Страшном Суде Божием. Господь сядет на Престоле и соберет все человечество. И тогда, как Пастырь, разделит все человечество на овец и козлищ. По правую сторону овцам скажет: "…Приидите благословенные Отца Моего, наследуйте уготованное вам от сложения мира Царство. Ибо Я алкал - и вы дали есть, жаждал - и вы дали Мне пить, был странником - и приняли Меня, был наг - и вы одели Меня, был в темнице и больнице - и вы посетили Меня".

И скажут люди: когда, Господи, мы видели Тебя таковым и послужили? И скажет Господь: Если вы сделали это одному из меньших сих, значит, Мне сделали. Господь не спросит: сколько ты псалмов прочитал, сколько ты поклонов сделала. Хотя и это, безусловно, важно. И веровать надо истинно, сохраняя православие. Но чтобы все, что устанавливает Церковь Святая, пребывало в Любви, а не в фарисейской праведности. Чтобы, живя в Церкви, преображались бы в духе, в Любви. Судить нас будет Любовь. Она спросит: а как ты любил ближнего своего? Любовь нашу Господь принимает только через любовь к людям.
Вот так, друзья мои, мы предстанем пред Господом. Как студент, который ленится весь учебный год, а потом неизбежно предстает пред экзаменаторами и должен дать ответ: что же он делал. Так и мы встанем… Но у нас, дорогие братья и сестры, будет решаться вопрос жизни и смерти.

Человек порвал союз с Богом. Своим непослушанием совершил грех. Грех - это, друзья мои, непослушание, когда свобода наша направляется против свободы Божией. Но грех как таковой не имеет природы вечной. Он появляется тогда, когда мы противопоставляем себя воле Божией. А воля Божия только добрая. Если свою волю мы противопоставляем воле Божией, то, значит, мы творим зло. То есть зло - все, что противоречит добру. И если мы покаемся и попросим прощения у Господа со слезами - Господь нас простит, и зло исчезнет. Зло - это противление воле Божией, непослушание. И чем больше грехов, чем больше противления, тем дальше расстояние человека от Бога. Грех есть расстояние человека от Бога. Грех нас разделяет. Это пропасть, это стена глухая между нами и Богом. Потому мы не получаем благодатных сил. Ведь человек по природе своей не самобытен. Бог призвал нас из небытия к вечной жизни как призрачных сосудиков небытийных и вдунул дыхание жизни в нас. И дал нам образ Свой, и дал нам силы духовные.

Невозможно человеку жить без Бога. Мы в Боге должны жить, мы Богом питаться должны. Его энергиями, Его благодатью. А мы порвали союз с Ним как источником жизни. Мы грехами своими отдаляемся, уходим от Него. Человек отвернулся от Бога и обожествил материю - свое временное пристанище. Но чувство потерянного рая не дает покоя человеку, и он здесь, на земле стал строить подобие рая, с тем, чтобы заменить духовный рай. Но не получается у человека создать рай на земле без Бога, друзья мои, без Любви и Правды, и не заменишь им Царствие Небесное. Потому и построил человек братоубийственное оружие, которым сможет и себя убить многократно: атомное, водородное, нейтронное, бактериологическое и другое. Но разве стал человек радостнее? Адам и Ева, сидя напротив рая, плакали о потерянном рае. Плачут и все их потомки. Мы, как блудные сыны, взяли от Бога образ, драгоценности, духовные таланты и ушли от Него. И истратили все, живя блудно, не по заповедям. Но пора нам возвращаться. Возвращаться в дом Отца Небесного. Но на пути грех лежит, о котором и знаем, но никак не пройдем через него. Не пускает он нас. Нужно избавиться от этого греха. Святая Церковь потому и предлагает нам пост. Пост Великий - это время очищения, время аскетизма, труда, это время подвига. Нужно переступить через себя, человека ветхого. И одеться в нового человека. Облечься в Правду, Истину, в Благодать облечься. Украситься христианскими добродетелями: Верой, Надеждой, Любовью, смирением, кротостью. Вот к чему зовет Святая Церковь и что мы можем сделать во время Великого поста. Готовы должны быть хоть одну страсть искоренить в себе с тем, чтобы с этой победой немного подняться по Лествице Небесной.

Братья и сестры! Подобно тому, как к любому празднику мы свой дом убираем, должны мы убрать душу свою к светлому, радостному, великому празднику христианскому - Пасхе. Празднику Победы жизни над смертью.

Когда мы выходим из купели крещения, душа наша чиста, подобно нашей крещальной белой одежде. Но потом же, как Адам, вновь начинаем грешить и пачкаем эту одежду белую своим отступлением. Вот ее надо полоскать, полоскать душу свою. И самое лучшее средство, которое я себе и вам желаю, друзья мои, - слезы покаянные. Но как выдавить их из черствой, окаменелой от грехов души? Нужно просить у Господа благодати слез покаянных, чтобы омыть свою одежду от страстных пятен самолюбия, тщеславия, гордости, ненависти. Сколько их на нашей одежде? И в этом посту мы должны работать, стирать грязь греха с душ наших. И сердце наше мы должны готовить к встрече Пасхи Господней. Мы должны очищать сердце свое от всякого хлама, от всяких идолов. Оно может быть закопченным всякими грехами так, что уже не видно Правды Божией нам. И нужно его очищать, омывать, чтобы оно было духовно прозрачным, чтобы тело наше было духовно легким, чтобы благодать Божия могла доходить к сердцу. Какая радость, когда благодать Господа касается сердца нашего, когда мы чувствуем сладость ее!

Но не надо ждать грома и молнии, посылаемых Богом на нас за грехи, с тем, чтобы призвать нас к покаянию. Прошло гибельное время идейного материализма, братья и сестры! Но наступило время грубого материализма, вещизма. Философ и богослов отец Сергий (Булгаков) говорил, что материализм идейный менее опасен, нежели материализм грубый, вещественный. Потому что искания духовные часто приводят к правде, к Богу. Подобно тому, как произошло это у Савла. Когда, уверовав, он стал апостолом святым и проповедником Истины. Но грубый материализм более опасен христианину. По виду он может быть верующим, но по делам материалист. Жизнью он привязан к вещам, а о небе и не думает.

Много препятствий на пути веры выстраивает дьявол. Но мы вошли в поприще поста, друзья мои. И будем трудиться по силам своим. По мере своей духовности, по мере своей веры. Будем совершать этот пост! Может, кто и оскоромится вынуждено. Но не теряйте путь, совершайте хоть небольшие подвиги. Возьмите на себя труд борьбы против какой-то страсти и идите дальше. Ведь, цель поста - это духовное возрастание. Если удерживать себя только от скоромной пищи, то это скорее лечебная процедура, нежели пост. Но пост телесный призван помогать духовному.

Обращаясь к Отцу Небесному с молитвой о прощении грехов наших, прощайте прежде ближним своим. На Афоне говорят: если брат не простил брата, читай "Отче Наш" до " …и прости нам долги наша, яко же и мы отпускаем должником нашим…", а дальше не читай, потому что лицемером будешь. Но то сердце может быть прощенным, которое само прощать может. Печать Любви Божией лежит на всем творении. Но человек внес грех вместе с силами ада. И в этом вина каждого перед всеми. Как говорит об этом Федор Михайлович Достоевский: мы все виноваты за всех, во всем. Подобно тому, как загрязняется атмосфера земли всеми живущими на ней. Дышим отравленным воздухом и погибаем. Так и в духовном мире. Задыхаемся мы в этой духовной безнравственности, которую сами же и питаем. Если совершили мы хоть один грех в своей жизни, то и внесли свою лепту в загрязнение духовной атмосферы. Мы дышим этим. Духовно дышим!

И потому я виноват перед вами. В том, что, как епископ Приморского края, недостойно несу этот крест и прошу у вас прощения за все мои грехи личные. И за батюшек тоже прошу прощения. Простите меня.

Бог Своею благодатию, человеколюбием да помилует всех нас и простит!

Аминь.