Притча о безумном богаче

Архиепископ ВениаминПроповедь архиепископа Владивостокского и Приморского Вениамина

Радости о Господе желаю Вам, дорогие братья и сестры!

Чтобы радость Воскресшего Господа никогда не исчезала из нашего сердца, из нашего сознания. Чтобы наша воля всегда направлялась к Господу, чтобы наше сердце любило Его. Чтобы наш ум подчинялся Его законам, Его Премудрости Вечной и не противоречил Ей. Чтобы все наше существо было в гармонии с Небом, с Вечностью, с Богом Любви.

Господь любит нас, Господь заботиться о нас. Господь желает нас вернуть к Себе. Но мы, как блудные дети, ушли от Него и живем по своим похотям, живем не для Бога и не в Бога богатея. Не для Вечности живем. Не для вечной радости, не для вечной Любви. А живем для своего живота. Отвергнув Бога, мы обожествили свой живот.

И сегодня, как и в дни Своего явления среди людей, об этом Господь говорит в притче о безумном богаче, который чрево свое поставил во главу угла. Одному богатому человеку Господь послал большой урожай. И он, видя этот урожай, глядя на свои хранилища, стал думать: куда же он соберет этот урожай. Ведь хранилища небольшие. И решил - сломаю старые хранилища и построю новые, большие. Соберу большой урожай. Тогда успокоюсь, и скажу своей душе, своему Я, которое он поставил в центре своей жизни, скажу: пей, ешь душа, веселись. Хватит тебе на многие и многие годы. И, пребывая в спокойствии, довольстве, собирался лечь спать. И тогда голос внутри прозвучал: безумный, в сию ночь Я душу твою возьму. Не тебе она принадлежит. Что для тебя останется от твоего богатства? С чем ты пойдешь в вечность? И Господь заключает эту притчу словами: так бывает со всяким, кто для себя богатеет, а не в Бога. Кто эго свое поставил в центр своей жизни.

Об этом, дорогие братья и сестры, говориться и в другой Евангельской притче о богатом и Лазаре. Одевался в порфиру и виссон в очень дорогие по тому времени одежды, и пиршествовал ежедневно. Это безумное стяжание материальных благ. Не для того нам Господь дает эти богатства, друзья мои. В этих притчах Господь говорит не только о богатых людях, но заповедует всем нам.

Господь дает нам богатство: саму жизнь, здоровье, таланты и довольство. Но все мы можем быть похожи на этого безумного богача, когда таланты будем использовать только для себя, если жизнь и здоровье посвятим своему удовольствию, не радея о ближнем. Безумный, с чем же ты пойдешь в вечность, если ты живешь только этой землей? - говорит нам Господь. Земля для жизни твоей все давать будет, но она же и возьмет у тебя все. И ты останешься для вечности ни с чем, если ты в Бога не богател.

Друзья мои, но, что значит в Бога богатеть? А это значит стремиться, значит обогащаться духовными сокровищами: верой, надеждой, смирением, любовью, кротостью, терпением, милосердием. Всеми христианскими добродетелями. Украшать ими свое сердце, обогащать. И если хранилища сердца нашего малы, надо ломать их и строить другие, и обогащаться для вечности. И вот эти сокровища, дорогие братья и сестры, пойдут с нами. Нужно, чтобы вся наша жизнь была светом для других, чтобы жизнь наша была солью для земли. Нужно жить Богом и с Богом, братья и сестры. И те блага, которые дарует нам Господь, были использованы для вечности. Не запирать их в закрома для собственного живота, но раздавать.

И если ты в Бога не богател, душа твоя нищей останется, когда подойдет к вечности, к черте, где заканчивается временная история, где душа с телом разлучается. Но если жил ты только для тела, для эго, для себя, все это земля возьмет. А в вечность ты пойдешь нищим. Если ты не делал ближнему своему ничего доброго, если ты не светил, если ты не давал ему радости, если ты не делился с ним любовью и радостью своей, останешься ты нищим. И путь твой будет не к престолу Божию, но вниз потянет тебя торба, наполненная только себялюбием, тщеславием, только гордостью, недобрыми делами, наполненная одним злом. Поэтому, братья и сестры, не надо искать грех в других, не надо искать богачей вокруг, думая, что они богатеют для себя, но не в Бога. Но обратитесь к себе. Господь дал нам богатства невероятные при рождении. И что же мы сделали с этими талантами? Жили ли мы для вечности? Господь дает нам богатства, а мы прячем их для себя. Господь дает, а мы закрываем их в свои закрома, ничего не давая ближнему и запирая все блага за многими замками. Но Господь говорит, что духовные богатства нет необходимости закрывать в сейфы, ставить сторожей на охрану. Богатства эти и моль не подточит, и ржавчина не уничтожит. Духовное богатство всегда будет в нашей душе, в нашем сердце, и оно пойдет с нами. И любовь, которая будет плодом наших посевов на этой земле, любовь - она вперед нас пойдет в Царство Божие, и мы за ней пойдем. А если ее не будет, не впустят нас в Царство Божие. Ибо там обитает любовь, добро, милосердие и правда.

Братья и сестры, Господь нас учит жить для других. А как же в Царство Небесное войдем? Там Любовь. А любовь это то чувство, когда ты любящему отдаешь все, чем обладаешь. Как же мы войдем в эту Вечность, если не будем жить так, как жил Христос. Господь так и говорит: Я пришел не для того, чтобы Мне служили, но послужить ближнему. Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного на Крест, на Страдание. И Он это сделал для нас, чтобы даровать нам Вечность, примирить нас с Отцом Небесным. Нет больше той заповеди, нет больше той любви, если кто жизнь свою полагает за ближних своих.
Но это не означает, что нам не нужны материальные блага. Человек имеет двойственную природу и состоит из плоти и духа. И как душу нашу питать нужно духовной пищей, так и тело питать необходимо. И как говорит Господь: в поте лица твоего съешь хлеб твой… Вопрос в том, как мы относимся к этим благам материальным.

Человек прежде всего дух. Человек метафизическое существо и предназначен для вечности. По плоти человек похож на окружающий его материальный мир. Но Господь поставил его наместником, домоправителем на земле, поставил его выше животного мира. И Человек живет не для того, чтобы есть и пить, но для того, чтобы жить здесь, на земле. Но Господь замыслил человека для вечной жизни, и мы должны быть такими, какими Господь хочет нас видеть. И если материальные блага мы ставим во главу угла, если мы Бога заменяем чревом и уже поклоняемся ему - это грех.

Можно выпить воды из хрустального бокала, обрамленного золотом и дорогими камнями, но можно выпить воды и из граненого стакана, но остальное пожертвовать на больницы, школы, приюты… И Господь, видя твою заботу о ближнем, не оставит тебя.
Когда мы открываем кошелек нищему, мы не сможем обогатить его на всю жизнь. Но мы открываем кошелек сердца своего, также подавая ему свое участие, сочувствие... И доброта приходит в наше сердце. Так повсюду нужно сеять свет и соль, которые дал нам Господь. Как прекрасен человек, в глазах которого светится Господь. И не только в глазах, но и в делах его всей жизни. А Господь есть любовь, добро, милосердие.

Господь призвал человека к вечному совершенствованию, преодолению материальности. Переход в тонкую духовность, приближение к Богу, и это вечное приближение. Вот куда Господь нас зовет. На него нужно стремиться быть нам похожими. Ему подражать во всем. Если Бог есть любовь и мы должны быть любящими. Если Бог есть добро - и мы должны быть добрыми. Если Он есть море безбрежного милосердия, и мы должны быть милосердны. В Бога богатеть, подражая Ему, братья и сестры.
Да сподобит Господь, братья и сестры, каждого из нас идти путем Его в Царствие Его вечное. Будем устремлены к той вечной радости, любви, которую Сам Господь нам обещает, и которая и есть Сам Господь. Аминь.