Пасха в Пекине

Царские врата - из подставок для цветочных ваз, вместо престола - чайный столик - так проходила первое пасхальное богослужение в 2001 году в Китае после пятидесятилетнего перерыва.

С тех пор в Пекине ежегодно на Пасху проходит праздничная служба. В прошлом году ее провел священник Дионисий Поздняев. Православие в Китае вновь начинает делать первые шаги.

Об этом рассказывает непосредственный свидетель и участник событий Александр Зайнигабдинов, который провел в Китае около шести лет, обучаясь в Шаньдунском университете с 1995 года: "Нынешнее российское посольство располагается на территории бывшей Духовной Миссии в Пекине, там были и храмы православные, и, может быть, захоронения. Отец Дионисий начал приезжать сюда сначала на три дня, потом на неделю, и несколько праздников подряд здесь проходили богослужения.
В 1999 году на праздник Рождества возникла мысль: почему бы не провести службу мирским чином. Среди жителей Русского городка (так называется территория, где живут сотрудника посольства и торгпредства), которые подали эту идею, никто не имел опыта церковного пения и чтения, но было огромное желание почтить великий праздник. Через Интернет удалось найти последование. Нам помогали и сотрудники ОВЦСа и технически "продвинутые" батюшки, у которых есть возможность выхода в Интернет. В итоге на первой Рождественской службе присутствовало человек двенадцать - непосредственные участники, но всем понравилось, и решили готовиться к Пасхе. Уже все знали шестой глас и решили, что надо выучить и восьмой. На нашу первую Пасху в 2000 году пришло уже много народа, в том числе и посол Кипра. Ведь во всем Пекине нет ни одной православной церкви, и священники здесь бывают лишь наездом. Было богослужение мирским чином, но зато с крестным ходом.

В последний раз Пасху в Китае служили в пятидесятых годах, пока еще оставались священники. После пятидесятилетнего перерыва на китайской земле вновь раздалось пасхальное приветствие из уст священника. Отец Дионисий служил на Пасху 2001 года в российском посольстве. Сюда собралось около трехсот человек, в основном это были сотрудники посольства и члены их семей и люди, проживающие в Пекине, которые сумели пробраться через жесткий посольский кордон. Так как это режимная территория, приходилось заранее, за несколько дней, подавать списки тех, кто будет присутствовать на службе. И те из русских, кто узнавал позже, уже не имели возможности попасть на службу. Таких было еще человек двести-триста. Запаса привезенных свечей не хватало, и пришлось делить их на три части, чтобы всем участникам крестного хода досталось. Свечи привезли настоящие восковые из Оптиной пустыни. Крестный ход участники службы совершили в старинном парке посольства, обойдя мраморный крест, воздвигнутый уже в наши дни "в память всех, в сей земле почивших и погребенных".
Богослужение совершалось на церковнославянском языке, а Евангелие несколько раз читалось на китайском. Среди пришедших было много китайских граждан - потомков албазинцев, пленных русских казаков из острога Албазин, в XVII веке вывезенных в Пекин вместе со священником о. Леонтием. Все последующие поколения албазинцев традиционно сохраняли Православие и селились близ Русской Духовной Миссии в Пекине.

Служба все время проходит в так называемой "Красной фанзе" - это территория, оставшаяся со времен Духовной Миссии, и она являлась частью архиерейских покоев. Так как это все-таки китайская земля, то крыша у здания характерная - с загнутыми скатами, и на венце этого здания находятся голуби, хотя обычно "сидят" всякие страшные звери - существующие и мифические. Вероятно, поскольку строили для русских, то семь голубей символизируют число даров Святого Духа. В буднях посольства это помещение является малым залом для приемов. И здесь сначала один раз, два раза, а потом и четыре раза в год начали проводить богослужения.

Все необходимое устраивалось из подручных предметов, благо там еще и мебель старинная находится, которая осталась со времен Миссии. Антиминс там имеется и постоянно хранится в посольстве. Очень нас выручали разнокалиберные китайские чайные столики, которые здесь имелись. Из специально изготовленных предметов есть только укороченных размеров аналой. В посольстве есть китайские подставки для цветочных ваз - побольше и поменьше. Они составляются вместе, и получается что-то наподобие Царских врат, на них ставятся иконы, которые приносят из домов. Среди сотрудников посольства есть и воцерковленные люди, они тосковали без службы, быть может, их молитвами все это и совершилось.

Наше досье
Из статьи Киры Поздняевой "Пасха в Китае":

…Несмотря на то, что до начала пасхальной службы оставалось не менее получаса, в Фанзе яблоку было негде упасть; а люди все шли и шли: посольские, студенты, журналисты, сотрудники других посольств - Украины, Белоруссии, Греции, Кипра, Сербии, Болгарии и даже Эфиопии.

Подъехал отец Александр Дэ с дочерью Натальей; идет, опираясь на палочку, радостно озирается. Последний оставшийся в живых китайский священник - отец Александр Дэ - представитель небольшой общины православных китайцев - потомков казаков-албазинцев, осевших во второй половине ХVII века на этом месте и положивших начало "русскому кварталу" Пекина. Во время "боксерского восстания" на рубеже ХIХ-ХХ веков здесь погибли более ста православных пекинцев, причисленных позже к лику местночтимых святых мучеников.

Отец Александр считает себя русским, хотя внешне на русского совсем не похож. Он является потомком албазинцев Дубининых в восемнадцатом поколении - отсюда и фамилия Дэ. Батюшка родился и вырос в Бэйгуане, в 50-х годах принял священный сан от последнего начальника Миссии архиепископа Виктора (Святина). Вскоре территория Миссии была передана посольству СССР, и вновь началось разрушение храмов, с таким трудом восстановленных после восстания ихэтуаней. Затем последовали тяжелейшие годы культурной революции; священников преследовали, отправляли в исправительные лагеря, высмеивали, обряжая в шутовские колпаки и вымазывая сажей лицо. Через все это прошел и отец Александр.

В Пекине оставались, да и по сей день живут около 250 албазинцев, но власти запрещали отцу Александру окормлять их духовно. Батюшке оставалось лишь быть священником в своем собственном доме; детей своих он крестил, получив миро из Японии.
Сейчас отцу Александру Дэ более 80 лет. Он болен раком легких и диабетом, самочувствие его ухудшается. Члены посольской православной общины стараются помогать батюшке, как могут. Накануне приезда отца Дионисия отец Александр, ссылаясь на плохое здоровье, с сожалением говорил о том, что едва ли сможет выбраться на службу. Но невозможное человеку возможно Богу…

Вот отец Дионисий зачитал Патриарший Указ о награждении отца Александра крестом с украшениями, и Красная Фанза, которая сегодня действительно красная, огласилась троекратным "Аксиос".

Благословен Бог наш, всегда, ныне и присно и во веки веков.

Тихо, слаженно, торжественно запеваем "Волною морскою", и к нам присоединяется уверенный голос отца Александра. В глазах у певчих слезы.

Закончилась полунощница. Тишина, лишь потрескивают свечи в руках у трех с половиной сотен молящихся. "Но в полночь смолкнут тварь и плоть…" Еще мгновение, и у престола начинается робкое Воскресение Твое, Христе Спасе. Его подхватывает хор, снова и снова, с каждым разом все увереннее; и вот уже весь собравшийся народ поет как единый слаженный организм: "И нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити".

Впереди крестного хода - мужчины с иконами, за ними - батюшка, хор, послы; все идут чинно и торжественно по двое и по трое.
Мы уже обогнули поклонный крест, а навстречу все плыли огоньки свечей, бережно прикрываемые ладонями.
Собираемся во дворике перед входом в Фанзу; отец Дионисий с отцом Александром возвышаются на ступенях. Мы пропели стихиру еще более десяти раз, прежде чем шествие успело заполнить двор.

"Христос Воскресе!" - "Воистину Воскресе!" - раскатывается в ночи. "Христос Анести!"… И полилась пасхальная служба…

Потихоньку и официальное начальство привыкает, что богослужение - это не страшно и, может быть, даже и полезно. Отношение в целом доброжелательное со стороны посольства.

На Пасху 2002 года торжественное богослужение состоялось во второй раз. Пасхальная служба проводилась два раза - в первый раз на Пасху в российском посольстве, но китайцы, в основном это потомки казаков-албазинцев, были не допущены из-за беспокойства официальных представителей государства. Тогда мы нашли выход - и для того, чтобы причастить православных китайцев, совершили богослужение в посольстве Украины, ведь к ним у государственных китайцев претензий еще не было. Там присутствовало восемьдесят человек.

Отец Дионисий был рад, что мы начали проводить богослужения в Китае и, возможно, дело в дальнейшем будет налаживаться.
Наш хор надеется получить тропарь Воскресению Христову на китайском языке. Если даст Господь, может, и прозвучит он в 2003 году в Пекине".

Татьяна Пожидаева,
"Приморский благовест", 2002 год