Статьи

Поместный собор 1917-1918 гг. как переломный момент церковной истории

31.07.2017

В этом году на праздник Успения приходится столетие всероссийского церковного собора 1917–1918 гг., на котором было восстановлено патриаршество. 
Тематика соборных заседаний и дискусий во многом и по сей день вызывает интересы современников. И не случайно — ведь состоялся он в переломный момент российской истории, на смене двух эпох. О решениях собора и его главных моментах в беседах со священноначалием Владивостокской епархии. 
Разговор с протоиереем Игорем Шевчуком, клириком храма прп. Серафима Саровского на Народном проспекте.
— О. Игорь, скажите какова была общая тема собора?
— Всероссийский церковный собор 1917–1918 гг. открылся 15 августа 1917 года, в праздник Успения Божией Матери в Успенском соборе Московского Кремля. Собор был посвящен решению вопросов реорганизации высшего церковного управления: восстановления патриаршества, избрания патриарха, определения его прав и обязанностей, учреждения соборных органов для совместного с патриархом управления церковными делами, о деятельности высших органов церковного управления, о местоблюстителе Патриаршего Престола, епархиальном управлении, приходской жизни и устройству единоверческих приходов. На нем также намечено было выработать постановления о монастырях и монашествующих; о привлечении женщин к деятельному участию на разных поприщах церковного служения.
— Почему собор стал переломным в церковной истории? Какие его решения стали наиболее важными?
— Поместный Собор Российской Православной Церкви, состоявшийся в 1917–1918 годах, явился событием эпохального значения. Он упразднил ущербную синодальную систему церковного управления и восстановил Патриаршество. Собор хронологически совпал с революционными преобразованиями, с крушением Российской Империи. Собор стал актом самоопределения Русской Православной Церкви в новых исторических условиях, Церковь сумела выправить деформации, которые она претерпела в синодальный период, и тем самым обнаружила свою неотмирную природу.
— Главное решение — избрание патриарха Тихона…
— Сначала на Соборе были избраны три кандидата на патриаршество: архиепископ Харьковский Антоний, архиепископ Новгородский Арсений и митрополит Московский Тихон. А 5 ноября 1917 г. в храме Христа Спасителя состоялось торжественное богослужение. Во время него были изготовлены три бумажных жребия (записки), которые были вложены в ковчежец. После того как он был особым образом опечатан, его вынесли на амвон. Перед чтением Евангелия в храм из Успенского собора прибыла Владимирская икона Божией Матери. Она была помещена рядом с ковчежцем. По окончании Литургии был совершен особый молебен. После чего состоялась церемония вскрытия ковчежца. Митрополит Киевский Владимир (Богоявленский) поднял крышку и благословил схи-
иеромонаха Алексия (Соловьева) вынуть один из жребиев. Старец достал записку,  передал ее владыке Владимиру, и тот, развернув и прочитав, объявил имя избранного: «Тихон, митрополит Московский».
— Почему не было патриарха до 1917 г?
– 16 декабря 1700 г., спустя два месяца после смерти Патриарха Адриана, вышел указ Петра I, в котором содержались предписания относительно организации высшего управления Русской Церкви, а именно — вместо избрания очередного Патриарха назначался местоблюститель Патриаршего престола. По распоряжению Петра I архиепископ Феофан (Прокопович) к февралю 1720 г. разработал «Духовный регламент». Данным документом вместо Патриарха учреждалось «Святейший Духовный Коллегиум», поставленный во главе управления Русской Церкви. На первом же заседания Коллегиума было постановлено переименовать его в Святейший Правительствующий Синод.
Причиной такого решения Петра I стали наследственно-семейные воспоминания его о пережитом при его отце царе Алексее Михайловиче трагическом конфликте царя с патриархом Никоном, именно с заостренной идеологией Никона, глубоко напугавшей тогда всех русских государственников. Петр был враждебно настроен против консервативного духовенства: «О бородачи!», вздыхал он, «отец мой имел дело с одним (разумея Никона), а мне приходится иметь дело с тысячами». По свидетельству Нартова, Петр утверждал: «Богу изволившу исправлять мне гражданство и духовенство, я им обое — государь и патриарх. Они забыли, в самой древности сие было совокупно». Отношения Петра I к Церкви было сложным. Хотя он в своих письмах и указах регулярно цитировал Библию, всячески подчеркивал, что победы даются ему Богом, но при этом не любил монашество, считая «чернецов» лицемерами и притворщиками, препятствовал открытию новых монастырей, а в патриархе видел потенциального соперника по власти и авторитету.
— Какие решения Собора и вехи были воплощены в жизнь? Какие и сегодня остаются актуальными?
— Среди принятых Собором решений следует отметить определения о восстановлении Патриаршества, о привлечении женщин к деятельному участию в церковном служении, о церковном проповедничестве, о братствах ученых монахов, о порядке прославления святых к местному почитанию. Собор принял уставы новой соборной структуры всей Церкви, основанной на началах широкой инициативы и выборности — от Патриарха до самоуправляемых приходов, тем самым показав себя в этом плане «прямым наследником» предсоборных дискуссий начала ХХ века. Без этого Русской Церкви было бы значительно сложнее пережить агрессию атеистического государства. В советское время особое значение имела работа по активизации церковной деятельности мирян и, прежде всего, возрождению приходов, а также создание монашеских братств в миру.
На Соборе была поставлена тема разукрупнения епархий, но Собор по историческим причинам за недостатком времени так и не принял положения об увеличении числа епархий. Этот вопрос был решен уже в XXI веке. Как мы видим, соборные решения не остались мертвой буквой. В настоящее время на сайте Межсоборного присутствия размещены проекты документов «Положения о монастырях и монашествующих», «Профессии, совместимые и не совместимые со священством», «Акафист в молитвенной жизни Церкви».

 


Перейти к разделу >> Перейти к номеру >>

Мы в соцсетях

Статьи раздела

Наверх