Статьи

Епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон: Радость жизни нельзя заменить вином

30.08.2016

11 сентября в  Русской Православной Церкви традиционно вспоминают мученическую кончину последнего в ряду ветхозаветных пророков и первого святого Нового Завета — Иоанна Предтечи. В дореволюционной России эту дату отмечали также как Всероссийский день трезвости. Решение об этом было принято Святейшим Синодом в 1913 году. В атеистическое лихолетье эта традиция ушла, и лишь спустя век, в 2014 году, Русская Церковь возродила День трезвости как общецерковное празднование. О том, почему День трезвости так важен для России, рассказывает Председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон.
 
– День усекновения главы Иоанна Предтечи всегда был поводом говорить о пьянстве и его вреде. Ведь известно, что страшное библейское злодеяние — усекновение головы пророка — совершилось во время пира. Безумный и страшный царь Ирод отмечал день своего рождения. И на этот пир, где были пьяные царские вельможи, где были непотребные танцы и много еще чего, была на блюде принесена голова величайшего постника, который никогда не брал в рот ничего хмельного. Это было поругание над праведником, которое завершилось его прославлением. В этом своем уничижении он предвосхитил крестный подвиг Спасителя. Именно поэтому 11 сентября говорили о трезвом образе жизни, а люди, которые борются с пьянством, стали воспринимать его как свой праздник.
Не так давно Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение восстановить День трезвости и сделал его общецерковным. Это было хорошо воспринято государством, а Министерство здравоохранения оповестило об этой инициативе субъекты федерации и регионы. В некоторых из них, кстати, этот день был объявлен и светским праздником, потому что угроза этого страшного зла, к сожалению, очень реальна, и в России многие страдают от пьянства. Когда мы встречались с Ольгой Юрьевной Голодец, то она в ряду первых опасностей, которые существуют в стране, назвала как раз этот недуг: люди спиваются, и из-за этого стремительно вымирает наше мужское население. Намного быстрее, чем женское, потому что мужчины чаще ему подвержены. Наш долг — этому противостоять.
На самом деле Церковь всегда осуждала пьянство. О вреде его говорили и апостолы, и святители. В дореволюционной России были общества трезвости, и Церковь всегда с этим недугом боролась. Но в течение многих десятилетий она была несвободна и практически никак не могла участвовать в общественной жизни. Однако когда такая возможность появилась, Церковь вновь стала об этом говорить и этим заниматься. На приходах появились общества трезвости, а есть и целые братства трезвенников. Данной темой давно занимается отец Тихон (Шевкунов), который возглавляет целое направление по борьбе с этим пороком.
Пьянство — беда. В молитвах Церковь просит об избавлении от нее. Однако это не только зависимость от алкоголя — под пьянством можно понимать зависимость от любой страсти. Поэтому в самой главной молитве — Анафоре, которая читается на Литургии, есть очень важный момент, когда после пресуществления Святых Даров священник молится о том, чтобы причастие Святых Таин было «во трезвение души» причащающихся. Вообще, трезвость души и трезвение — это термины духовной жизни.

 


Перейти к разделу >> Перейти к номеру >>

Мы в соцсетях

Статьи раздела

Наверх