Статьи

Кривое зеркало «Левиафана»

05.03.2015

Кинолекторий

В прокат выходит нашумевшая лента Андрея Звягинцева «Левиафан». Созданный в прошлом году фильм уже успел получить приз в Каннах за лучший сценарий и первым среди российских картин оказался отмечен «Золотым глобусом» как лучший фильм на иностранном языке. Но стоит ли его смотреть?

Титулованное творение Звягинцева вызывает неприятие очень многих. Вот реплики людей, не рекомендующих тратить время на его просмотр.

Лариса Узлова, заместитель заведующего Иконописной Школой Московской Духовной академии и семинарии:

— «Левиафан» принципиально смотреть не собираюсь. Ни в пиратской копии, ни на официальных дисках. Во-первых, трагедия американца Марвина Химейера, легшая в основу сюжета, сама по себе резонансна. Кому интересно, может погуглить. Но это конкретный случай в конкретной стране. Я не вижу смысла переносить ее на российскую почву. У нас и своих драм хватает.

Во-вторых, в фильме зашкаливает мат. Зрителей, правда, обнадежили: в кинотеатры пойдет подчищенный вариант. Не верю, что снятое при большом количестве мата способно улучшить жизнь. Скорее наоборот.

В-третьих, фильм хвалят на все лады люди с сомнительным для меня авторитетом в области культуры, любители посмаковать «гнусности» русской жизни. Но подлинное искусство обычно не приходится маскировать под правду жизни. Очернители живут в одной деревне с обелителями и едят из одного котла. И те, и другие видят истину лишь со своей стороны. Что совсем не означает, что «режиссер не имел права…» и прочая. Право режиссера снять это так. Мое право это не смотреть. Элементарно жаль времени.

Подлинное искусство не приходится маскировать под правду жизни

Евгений Никифоров, председатель Православного братства «Радонеж»»:

— Звягинцев, наверное, обидится, так как (верю ему) хотел сделать универсальную историю, притчу, обобщение библейского масштаба, откуда и название фильма. Сгнило все: люди, государство, Церковь, да и сам Левиафан гнилым костяком валяется на пляже. Но получилось убедительно в деталях и лживо в целом. Особенно ходульны церковные персонажи. Заметно, что про них он знает только от «Эха Москвы». И духовность у него столь же слабенькая и робкая, как и у персонажей. Замахиваясь на библейские обобщения, нужно, конечно, хоть что-то знать о традиции. А для художника жить ею. И только тогда появится право любить или не любить ее.


Перейти к разделу >> Перейти к номеру >>

Мы в соцсетях

Статьи раздела

Наверх